Стерео звук полвека с момента изобретения никому не был нужен, а теперь мы даже не представляем моно музыку. Как же такое могло произойти?
В 1881 году в Париже проводилась электротехническая выставка. Организаторам нужна была сенсационная изюминка для посетителей. Инженер Клеман Адер предложил кабинки для прослушивания оперы, способные передать пространственную акустику настоящего театра. Для этого на сцене Парижской национальной оперы установил два микрофона и сигнал по проводам передал на территорию выставки. Для каждого посетителя было два наушника. Практически это был первый прообраз стереофонии.
Сенсация удалась и посетители были впечатлены. Вскоре во Франции и Англии начали предоставлять услугу прослушивания постановок через "Театрофон". В аппарате стоял таймер, ограничивающий время прослушивания, в зависимости от номинала брошенной монеты.
Правда звук в "Театрофоне" уже был не стерео-тянуть две отдельные линии к каждому аппарату было очень дорого.
С развитием индустрии звукозаписи, начались эксперименты по записи стерео звука на грампластинки. Наибольших успехов в этом направлении удалось достигнуть талантливому британскому инженеру Алану Дауэр Блюмлейн (Alan Dower Blumlein).
За два года работы в звукозаписывающей компании The Gramophone Company, Алан полностью разработал заново и запатентовал все устройства для записи грампластинок, заметно улучшив качество записи и освободив компанию от патентных отчислений.
Алана не устраивает моно звучание и он ставит цель максимально точно записать объемный звук. Он математически рассчитал оптимальный тип микрофонов, необходимые характеристики и их взаимное расположение. Он первым предлагает преобразовать сдвиг фаз между каналами в разницу амплитуд для увеличения стереоэффекта.
Через 50 лет эти расчеты очень помогут создателям Dolby Surround.
Так же он нашел блестящее решение по записи стереозвука на грампластинки. Алан предложил записывать левый и правый канал на разные стенки звуковой канавки грампластинки по формуле +45/-45. Это стало всемирным стандартом стерео грамзаписи. Другие фирмы предлагали двухканавочную запись или записывать по формуле 0/90.
Разработанная технология стереозаписи опередила время. В 1933 году еще не было материала для долгоиграющих грампластинок.
Блюмлейн активно учувствует в создании британского телевизионного стандарта, за огромный вклад стандарту ТВ присваивают его имя. Работая над схемами электронных блоков, он старался везде вносить улучшения. За ним числятся оригинальные схемные решения катодного повторителя , отрицательной обратной связи, линии задержки, ультралинейного и дифференциального каскадов и т.д.
С началом Второй мировой войны переключается на создание радаров для ночных бомбардировщиков. Алан Блюмлейн погиб в авиакатастрофе во время испытания радара в 1942 году. Ему было всего 38 лет.
За короткую жизнь успел получить 128 патентов на изобретения, многими из которых мир пользуется до сих пор. Подробности его работы по военной тематике засекречены до сих пор.
В 2017 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи США посмертно наградила Блюмлейна « Грэмми » как создателя стереофонической звукозаписи
Первая стерео грампластинка была изготовлена только в 1958 году на аппарате Westrex (США).
Тут интересный казус: в СССР выпуск стерео электрофонов начался раньше производства пластинок. Первый электрофон "Юбилейный -Стерео" поступил в продажу в 1957 году.
Электрофон имел оригинальный корпус в виде двух чемоданов: в одном сам проигрыватель, а второй чемодан разделяется пополам на две звуковые колонки.
Стерео усилитель электрофона, за счет выходного каскада на лампах 6П18П, выдавала мощность 2х12 Вт. Двухполосные акустические колонки, по 4 динамика каждая, имели полосу 70...12000 Гц, что очень прилично для тех лет. К сожалению, вскоре схему упростили для снижения себестоимости.
1961 году начали выпускать первый советский стереофонический магнитофон модель «Яуза-10». Конструктивно магнитофон получился так же "двухчемоданный"
Интересное распределение акустики: в магнитофоне два динамика 1ГД-9-150, а на выносных колонках используются 5ГД-1-РРЗ. Практически формат 2.1. образца 61 года.)))
Первым кассетным стереомагнитофоном стала модель "Вильма-Стерео" 1972 года.
Даже сегодня, несмотря на обилие форматов звукозаписи, многие из нас продолжают слушать музыку в формате, придуманном Алан Блюмлейн 90 лет тому назад-стереофонии.
Источник:
- Сотрудники магазина избили мужчину, который совершил кражу
- В Македонии скончался смотритель зоопарка и его любимый жираф
- "Чего ты врёшь, что у тебя только 1 партнёр": ситуации, после которых девушки не хотят идти к гинекологу
- 14 необычных историй, когда людей случайно забыли
- "Загулялись в Дьюти Фри": пользователи рассказали, почему опоздали на рейс
Ну как бы считается, что мир был создан за 7 дней, очевидно включая сюда и стереофонию.
Видимо речь про внедрение стереофонии в аудио-аппаратуру?!
РГ "Юбилейный-Стерео" имел 3 скорости вращения диска: 33, 45 и 78 об/мин. В каждой из двух АС установлено по 4 громкоговорителя. Усилители собраны на 7 лампах с двухтактными выходными каскадами. В модели имеется регулировка тембра по НЧ и ВЧ. Номинальная мощность 2х5 Вт, максимальная 2х12 Вт. Диапазон частот тракта, включая АС - 70...12000 Гц. КНИ при номинальной мощности 0,5%.
Радиограммофон стоил 1200 дореформенных рублей, при средней зарплате в 400 рублей, поэтому из-за низкого спроса было выпущено около 900 аппаратов, затем проведена его модернизация и удешевление. Новая модель выпускалась с 1959 года с тем же наименованием, но с индексом "РГ-4С". Этот аппарат и стал считаться первым отечественным стереофоническим радиограммофоном (электрофоном).
Он имел параметры: номинальная выходная мощность 2х2 Вт; диапазон частот 100...10000 Гц; КНИ - 3%. Потребляемая мощность 60 Вт.